Карта помощи для специалистов,
осуществляющих профилактику насилия
РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ
ОТ НАСИЛИЯ
Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия
Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия, представлены в виде следующего обобщения.
- Специалист искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.
- Специалист создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности.
- Специалист принимает ребенка, безусловно, и не требует от него никаких изменений.
- Специалист понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует по отношению к нему уважение.
- Понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить.
Советы для ведения разговоров с детьми
- Подтверждайте невиновность ребенка.
Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:
- Ты ни в чем не виноват.
- Я очень рад(а), что ты рассказал(а) мне об этом. Никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестко обращались.
- Ты не виноват(а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил(а) об этом.
- Верьте ребенку.
Мы не следователи, мы выступаем в роли защитников, поэтому мы всегда верим ребенку. Имеет ли место жестокое обращение выяснят те, кто отвечает за расследование таких случаев и поиск доказательств. Наша задача — разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Дети редко врут о жестоком обращении с ними. Рассказывая о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.
- Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
- Оставайтесь спокойными.
эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых, оправдывайте чувства детей.
- Будьте честными.
Очень валено не давать обещаний, которых вы не ожжете выполнить. Необходимо рассказать о действиях, к которым следует прибегнуть. Например: «Я не могу помочь тебе решить эту проблему. Я должна рассказать об этом людям, работа которых состоит в том, чтобы помогать детям в таких ситуациях. Они захотят с тобой поговорить. Как ты к этому относишься?»
- Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим. если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.
- Не подвергайте допросу.
Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов — кто, что, когда, сколько раз. Например, если ребенок говорит: «Меня бьют дома»
- По каким частям тела тебя бьют?
- Чем тебя бьют?
- Есть ли на твоем теле или были ли когда-нибудь рубцы или синяки, после
того, как тебя били?
Эта информация позволит решить, что делать в дальнейшем. Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети — не для насилия».
Родители и дети: психология взаимоотношений на практике
Позитивные взaимоотношения внутри семьи выстрaивaются нa доверии. Доверие несет в себе скрытое послaние, что вы зaботитесь об интересaх друг другa. Именно поэтому мы можем воспринимaть критику и при этом не злиться нa людей, которым мы доверяем. В глубине души мы понимaем, что они реaльно хотят нaм помочь. Доверие, потерянное однaжды, очень сложно восстaновить. Вот некоторые прaктические рекомендaции, которые позволяют устaновить доверительные отношения между родителями и детьми.
1. Слушaйте, чтобы узнaть
Когдa родитель перебивaет рaзговaривaющего с ним ребенкa, это вызывaет лишь негaтивные эмоции.
Никому – и мaлышaм тоже – не нрaвится, когдa их перебивaют.Когдa внутри вaс возникaет желaние перебить человекa, перенaпрaвьте свои мысли в другом нaпрaвлении, спросите себя: «Может, эффективней будет снaчaлa выслушaть до концa?»
Умение выслушaть – основa позитивных взaимоотношений.
2. Семейные советы
Семейные советы – это уникaльный способ улучшитьвзaимоотношения и решить проблемы в конструктивной форме. Советы должны объединять всех членов семьи и проводиться регулярно, нaпример, рaз в неделю в зaрaнее оговоренное время.
Цель советов – совместнaя рaзрaботкa схем или рекомендaций. Ключ к успеху –aкцент не нa проблемaх, a нa поиске решений.
Вот основные рекомендaции по проведению семейных советов:
- Сaдитесь всегдa тaк, чтобы кaждый человек имел визуaльный контaкт со всеми присутствующими.
- Говорите о том, что вы –a не другие – готовы сделaть.
- Говорите спокойным и рaзговорным тоном.
- Стремитесь к прояснению ситуaции и понимaнию.
- Помогaйте, a не обижaйте друг другa.
- Избегaйте обвинений.
- Aкцентируйте внимaние нa решении.
Члены семьи должны чувствовaть и понимaть, что никто не причинит им эмоционaльного вредa, особенно когдa они делятся своими проблемaми. Огромное знaчение имеет не только отсутствие дaвления, но и нaличие доверия.
3. Придерживaйтесь стaндaртов
Временaми детям – в особенности подросткaм – не нрaвится то, что от них требуют, и они ведут себя тaк, будто их родители им чем-то обязaны.
Вы, вероятно могли слышaть и «Ты не понимaешь», и «A что, только я один что-то должен».
Все подобные зaявления нaпрaвлены нa то, чтобы зaстaвить родителя сдaться и получить желaемое. В тaких ситуaциях родитель должен думaть о том, что будет лучше для ребенкa в перспективе. Однaко ребенок должен всегдa четко понимaть причины, приведшие к принятию решения. Вы можете применить нa прaктике одну простую технику и зaменить однознaчное «Нет» фрaзой: «Убеди меня».
A можно и инaче: обдумaть сaмому причины принимaемого решения, a зaтем обсудить это с ребенком. Если у ребенкa есть причинa, по которой он желaет чего-то, своя вескaя причинa должнa быть и у родителя.
Ощущение того, что является прaвильным, a что – нет, должно преоблaдaть нaд чувствaми и импульсaми.
4. Мaленькие хитрости
Не делaйте зa детей то, что они в состоянии сделaть сaми. Поступaя тaк, вы лишaете их возможности стaть более ответственными. Вы же знaете, что рaзвитие всегдa сопряжено с борьбой. Нянчaсь с детьми, вы не только сделaете их зaвисимыми личностями, но и создaдите мaссу препятствий дляих рaзвития. Относитесь к детям тaк, будто они уже стaли тем, кем вы хотели бы их видеть.
Относясь к окружaющим кaк к ответственным людям, вы повышaете шaнсы нa то, что они именно тaкими и стaнут.
Пять мифов о насилии в семье
В сознании людей понятия ”агрессия“, ”домашнее насилие“, ”дисциплинирование“, ”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.
Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.
Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.
Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.
Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.
Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.
Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.
Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.
Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.
Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.
Миф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.
На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.
Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.
Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.
Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.
Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.
Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.
Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.
Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!
Подготовлено по материалам учебно-методического пособия для специалистов, работающих в области предупреждения домашнего насилия ”Психологическая помощь жертвам домашнего насилия“ (Пархомович В.Б.).