Критерии психологической готовности ребенка к школе
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами)
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово - картинка либо слово - ситуация).
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребёнка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу
- Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением
- Умение отвечать на вопросы и задавать их
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов
- Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок)
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности)
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
- работа с конструкторами разного типа;
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей
- развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
Вам помогут следующие книги:
- Подготовка руки к письму. Книга "Подготовка к школе" - О.И. Тушканова - Волгоград, 1993 г.
- "Развитие логического мышления детей"- Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов - Ярославль, 1996 г.
- Мышление, моторика- Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
- Окружающий мир- Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
- "Развитие познавательных способностей детей" - Л.Ф.Тихомирова - Ярославль, 1996 г.
- Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей"
- "Развитие памяти детей" - Л.В.Черелюшкина - Ярославль, 1996 г.
- "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться"- Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. - Москва, 1994 г.
Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?
Ответьте на следующие вопросы:
- Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
- Есть ли у ребенка друзья?
- Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
- Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
- Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
- При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.
Прежде всего, следует проверить, знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Когда день рождения?
- Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
- Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.
Узнайте, способен ли Ваш ребенок:
- Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их
- Строить рассказы по картинке (картинам)
- Сочинять сказки
- Находить слова с определенным звуком
- Заучивать наизусть стихи (прозу)
Знает ли Ваш ребенок:
- Цифры
- Дни недели и месяцы ( последовательно)
Может ли он:
- Назвать числа в прямом и обратном порядке.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
- Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
- Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
- Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
- Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
- Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.
Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:
- Под музыку
- В заданном темпе
- Ритмично передвигаться.
При работе с дошкольникаминеобходимо соблюдать следующие правила:
Не торопите ребенка.
Учитывайте его настроение, самочувствие, желание.
Не забывайте –
Дошкольный возраст – это возраст игры.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
1.Развитие памяти:
а) заучивание стихов наизусть;
б) тренировка зрительной памяти:
- игра «Запомни за 20 с 10 предметов»
(картинки, игрушки, предметы обихода и т. п.);
в) развитие слуховой памяти:
- игра «Запомни на слух 10 слов, предложений,
рассказ или сказку»;
г) развитие тактильной памяти:
- приготовить дощечки с разнообразными поверхностями (мех, бархат, наждачная бумага, спички, фланель и др.), запоминать их расположение на ощупь, т. е. с помощью тактильного восприятия;
д) развитие двигательной памяти:
- запоминание стихов, песен, рассказов с помощью каких-либо ассоциативных движений.
2. Развитие мышления:
- работа с головоломками, лабиринтами;
- игры: «Найди закономерность», «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Сравни понятия» и т. д.
3. Развитие речи:
- пересказ прочитанного;
- обсуждение прочитанного;
- составление собственных стихов, рассказов, сказок;
- упражнения на расширение словарного запаса и т. д.;
4. Развитие внимания:
- для концентрации внимания любые настольные игры;
- игры: «Что изменилось?», «Мои наблюдения»,
«Мои изменения» и т. д.;
5. Развитие моторики:
- работа с конструкторами разного типа (мозаика, металлический, пластмассовый);
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах карандашами, красками, гуашью, фломастерами;
- завязывание и развязывание узелков, шнурков;
- застегивание и растегивание пуговиц, молний, крючков;
- нанизывание бусинок на леску;
- штриховка;
- пальчиковая гимнастика и т. д.;
6. Развитие воображения, креативности, творчества:
- лепка и рисунок;
- музыка, танец, пение;
- игра с куклами, машинками.
Список учебных принадлежностей первоклассника
- Школьная форма (деловой стиль)
- Спортивная форма
- Тетради в большую клетку – 5 шт.
- Тетради с косой линейкой – 5 шт.
- Пенал
- Ручки (3 цвета: зелёная, красная, фиолетовая)
- Карандаши простые
- Карандаши цветные
- Фломастеры
- Ластик
- Линейка деревянная (20 см)
- Обложки для книг
- Обложки для тетрадей
- Блок для рисования (с разъёмными листами)
- Альбом для рисования
- Краски акварельные, гуашь
- Кисти для красок: тонкая и толстая
- Клей ПВА и клей-карандаш
- Пластилин и стеки
- Набор цветной бумаги (большие листы)
- Набор цветного картона (большие листы)
- Ножницы с тупыми концами
- Набор геометрических фигур
- Счётные палочки
- Веер цифр