Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Дата: 15 июня 2020 в 14:24, Обновлено 15 июня 2020 в 14:26
Автор: Пусько М. И.
<article>

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Изображение

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами)
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово - картинка либо слово - ситуация).

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребёнка?

  • Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух
  • Умение употреблять разные части речи точно по смыслу
  • Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением
  • Умение отвечать на вопросы и задавать их
  • Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов
  • Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок)
  • Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности)

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки к школе?

 

1. Развитие мелких мышц руки:

  • работа с конструкторами разного типа; 
  • работа с ножницами, пластилином;
  • рисование в альбомах (карандашами, красками).

2. Развитие познавательных способностей

  • развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

Вам помогут следующие книги:

  1. Подготовка руки к письму. Книга "Подготовка к школе" - О.И. Тушканова - Волгоград, 1993 г.
  2. "Развитие логического мышления детей"- Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов - Ярославль, 1996 г.
  3. Мышление, моторика- Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
  4. Окружающий мир- Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
  5. "Развитие познавательных способностей детей" - Л.Ф.Тихомирова - Ярославль, 1996 г.
  6. Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей"
  7. "Развитие памяти детей" - Л.В.Черелюшкина - Ярославль, 1996 г.
  8. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться"- Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. - Москва, 1994 г.

Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?

Ответьте на следующие вопросы:

  • Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с  правилами?
  • Есть ли у ребенка друзья?
  • Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  • Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  • Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
  • При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего, следует проверить, знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения?
  • Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
  • Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте, способен ли Ваш ребенок:

  • Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их
  • Строить рассказы по картинке (картинам)
  • Сочинять сказки
  • Находить слова с определенным звуком
  • Заучивать наизусть стихи (прозу)

Знает ли Ваш ребенок:

  • Цифры
  • Дни недели и месяцы ( последовательно)

Может ли он:

  • Назвать числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
  • Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
  • Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
  • Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

  • Под музыку
  • В заданном темпе
  • Ритмично передвигаться.

При работе с дошкольникаминеобходимо соблюдать следующие правила:

Не торопите ребенка.

Учитывайте его настроение, самочувствие, желание.

Не забывайте –

Дошкольный возраст – это возраст игры.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

1.Развитие памяти:

а) заучивание стихов наизусть;

б) тренировка зрительной памяти:

  • игра «Запомни за 20 с 10 предметов»

         (картинки, игрушки, предметы обихода и т. п.);

     в) развитие слуховой памяти:

  • игра «Запомни на слух 10 слов, предложений,

      рассказ или сказку»;

     г) развитие тактильной памяти:

  • приготовить дощечки с разнообразными поверхностями (мех, бархат,  наждачная бумага, спички, фланель и др.), запоминать их расположение на ощупь, т. е. с помощью тактильного восприятия;

     д) развитие двигательной памяти:

  • запоминание стихов, песен, рассказов с помощью каких-либо ассоциативных движений.

2. Развитие мышления:

  • работа с головоломками, лабиринтами;
  • игры: «Найди закономерность», «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Сравни понятия» и т. д.

3. Развитие речи:

  • пересказ прочитанного;
  • обсуждение прочитанного;
  • составление собственных стихов, рассказов, сказок;
  • упражнения на расширение словарного запаса и т. д.;

4. Развитие внимания:

  • для концентрации внимания любые настольные игры;
  • игры: «Что изменилось?», «Мои наблюдения»,

   «Мои изменения» и т. д.;

5. Развитие моторики:

  • работа с конструкторами разного типа (мозаика, металлический, пластмассовый);
  • работа с ножницами, пластилином;
  • рисование в альбомах карандашами, красками, гуашью, фломастерами;
  • завязывание и развязывание узелков, шнурков;
  • застегивание и растегивание пуговиц, молний, крючков;
  • нанизывание бусинок на леску;
  • штриховка;
  • пальчиковая гимнастика и т. д.;

6. Развитие воображения, креативности, творчества:

  • лепка и рисунок;
  • музыка, танец, пение;
  • игра с куклами, машинками.

Список учебных принадлежностей первоклассника

  • Школьная форма (деловой стиль)
  • Спортивная форма
  • Тетради в большую клетку – 5 шт.
  • Тетради с косой линейкой – 5 шт.
  • Пенал
  • Ручки (3 цвета: зелёная, красная, фиолетовая)
  • Карандаши простые
  • Карандаши цветные
  • Фломастеры
  • Ластик
  • Линейка деревянная (20 см)
  • Обложки для книг
  • Обложки для тетрадей
  • Блок для рисования (с разъёмными листами)
  • Альбом для рисования
  • Краски акварельные, гуашь
  • Кисти для красок: тонкая и толстая
  • Клей ПВА и клей-карандаш
  • Пластилин и стеки
  • Набор цветной бумаги (большие листы)
  • Набор цветного картона (большие листы)
  • Ножницы с тупыми концами
  • Набор геометрических фигур
  • Счётные палочки
  • Веер цифр
</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.