ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
• Выйдя из подъезда дома и со двора, нужно внимательно посмотреть, нет ли рядом машин. Если возле дороги растут деревья и кусты, из-за которых не видно транспорта, нужно остановиться и еще раз посмотреть, нет ли машин за ними. Легковые автомобили трудно заметить за стоящими вдоль дороги большими грузовиками. Поэтому надо еще раз посмотреть, нет ли за большими автомобилями движущихся машин.
• Большие, широкие дороги, где транспорт движется быстро, без взрослых переходить нельзя.
• Знакомую улицу и дорогу с разрешения родителей следует переходить так: подойдя к ней, остановиться, сказать себе: «Будь осторожен!» Затем посмотреть вокруг, налево и направо. Если машин нет или они далеко, можно переходить, не останавливаясь посередине. Если сразу перейти не удалось и машины поехали, надо подождать на середине, еще раз посмотреть направо, не забывая осмотреться по сторонам, и перейти дорогу до конца.
• Когда переходишь улицу или дорогу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться, сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть во все стороны, потом налево, направо и, если нет машин, переходить.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА
Несчастные случаи на железной дороге чаще всего происходят из-за того, что пешеходы-нарушители идут по путям, где ходить запрещено. Объясняет, что железную дорогу следует переходить по подземному, надземному переходу, по настилу или железнодорожному переезду. Настил — это деревянное полотно, уложенное поперек рельсов, чтобы удобнее было переходить через них.
Бывают аварии и на железнодорожных переездах (пересечении дороги с железнодорожными путями). Железнодорожные переезды специально оборудованы для движения транспорта и пешеходов.
На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.
Шлагбаум - это подвижная перекладина. Если она опущена - путь закрыт, если поднята — открыт.
Чтобы при переходе железной дороги не споткнуться о рельсы, на одном уровне с ними укладывают деревянное полотно — настил.
Если перед настилом есть шлагбаум и светофор и может быть еще дежурный по переезду — это регулируемый переезд, т.е. движением на железной дороге управляют техника или люди. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, то такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т. е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди).
В этом случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:
1. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».
2. Посмотреть во все стороны и прислушаться — не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад — нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.
Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.
О наличии железнодорожного переезда предупреждает дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик. Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Если же внутри треугольника изображен паровоз, этот знак обозначает нерегулируемый железнодорожный переезд без шлагбаума.
Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.
Бывают случаи, когда дети ходят по рельсам, катаются на санках с железнодорожной насыпи, выезжая на пути. Это приводит к несчастным случаям.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОПАДАЮТ В АВАРИИ НА ДОРОГАХ
В Беларуси дети каждый день попадают под колеса машин. Происходит это потому, что дети ведут себя на дорогах неосторожно.
Давайте рассмотрим ПДД как отрицательные и положительные привычки людей.
Отрицательная привычка
Переходить проезжую часть дороги не осмотревшись, глядя только вперед и не поворачивая головы.
Положительная привычка
Остановиться перед проезжей частью, посмотреть во все стороны, затем налево, потому что движение машин правостороннее и они едут слева, а также направо, потому что могут быть недисциплинированные водители, едущие справа. Кроме того, навстречу транспорту могут ехать машины «скорой помощи», противопожарной службы, милиции и др. Контролировать ситуацию на дороге нужно всегда, поворачивая голову.
Отрицательная привычка
Остановиться перед проезжей частью, посмотреть во все стороны, затем налево, потому что движение машин правостороннее и они едут слева, а также направо, потому что могут быть недисциплинированные водители, едущие справа. Кроме того, навстречу транспорту могут ехать машины «скорой помощи», противопожарной службы, милиции и др. Контролировать ситуацию на дороге нужно всегда, поворачивая голову.
Положительная привычка
Играть, бегать, прыгать, догонять друг друга, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках, самокатах только во дворе, жилой зоне, на детской площадке, стадионе.
Отрицательная привычка
Толкаться на тротуаре, мешать пешеходам, создавать помехи, ходить по бордюрному камню, краю тротуара и проезжей части, собираться толпой, играть, бегать и прыгать.
Положительная привычка
Ходить по правой стороне тротуара, чтобы не мешать пешеходам, идущим навстречу. Играть только во дворе, жилой зоне, на детской площадке, стадионе, в парке.
Отрицательная привычка
Переходить проезжую часть дороги наискосок и в любом месте, где захочется, спиной к движущемуся транспорту.
Положительная привычка
Проезжую часть переходить по пешеходному переходу «зебра», подземному, надземному переходам (если они есть). А если поблизости их нет, то в том месте, где нет ограждений и разделительной полосы и дорога хорошо видна в обе стороны. Переходить только под прямым углом к проезжей части, что сокращает расстояние и время нахождения на дороге. При таком переходе пешеход видит приближающийся транспорт, так как повернут к нему боком, а не спиной.
Отрицательная привычка
Переходить проезжую часть, оживленно беседуя с друзьями, не замечая и не наблюдая за движущимся транспортом.
Положительная привычка
При переходе дороги прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а по сторонам, контролируя ситуацию, сказав ребятам: «Будьте осторожны!».
Отрицательная привычка
Спешить, бежать к остановке общественного транспорта, чтобы успеть на нужный автобус, троллейбус, трамвай.
Положительная привычка
Идти шагом, а не бежать. В спешке теряется бдительность, мысли направлены не на контроль за движением машин, а на то, чтобы успеть на посадку в транспорт. Подождать следующий автобус, троллейбус, трамвай. Лучше опоздать куда-либо, чем попасть под машину.
Отрицательная привычка
Выходить на проезжую часть из-за кустов, стоящих машин, каких-либо препятствий, закрывающих обзор дороги.
Положительная привычка
Отойти подальше от места, закрывающего обзор дороги, найти пешеходный переход, а если его нет поблизости, действовать так, как изложено в п. 4.
Отрицательная привычка
Отступать назад при внезапном появлении машины, не посмотрев, нет ли за спиной других машин.
Положительная привычка
А за ней может идти другая, не видимая вам, и только тогда переходить дорогу до конца Смотреть и видеть движение транспорта вокруг. Если сразу перейти дорогу не удалось, стоять посередине, а не бежать назад. Подождать, когда проедут все машины, а не одна, поскольку.
Будьте бдительными! Всегда смотрите по сторонам и прислушивайтесь к звукам приближающихся машин. Опасность может возникнуть внезапно, когда ее не ожидаешь.